СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Здоровье, образование, развитие личности обучающихся, его познавательных способностей - стало главным в организации единого образовательного пространства школы.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию.
Учебный план дополнительного образования школы, а также программы дополнительного образования разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г № 196 , в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в постановлении от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва.
Дополнительное образование в школе строится на следующих приоритетных принципах:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- Единство обучения, воспитания, развития;
- Практико - деятельностная основа образовательного процесса.
Дополнительное образование в школе было ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Практико - деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Это и общение с друзьями, людьми старшего возраста, с организацией досуга, поиском путей повышения своего статуса в группе. Поэтому в дополнительном образовании школы большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической деятельности
Успешность развития дополнительного образования детей в условиях образовательного учреждения во многом зависит от уровня его организованности. В МБОУ Алтынжарская СОШ им. Курмангазы» дополнительное образование функционирует и существует в тесной взаимосвязи и на равных правах с учебно-воспитательным процессом.
Успех работы зависит от сотрудничества педагогов дополнительного образования с классными руководителями, воспитателями, социальным педагогом. Особенностями функционирования является:
- создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса;
- образовательный процесс ведется круглогодично, как в течение учебного года, так и в период школьных каникул.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
2. Коммуникативная, позволяющая расширить круг общения, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умения вести диалог;
3. Социально-адаптационная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным членом сообщества
4. Психотератевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха;
5. Профориентационная, позволяющая подрастающему поколению достаточно рано получить представление о мире профессий, снизить риск неверного определения своего профессионального труда;
6. Культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения.
Основные задачи дополнительного образования:
- развитие творческих способностей и творческой активности учащихся; развитие познавательных интересов;
- формирование мотивации успеха;
- создание условий для самоутверждения и самореализации личности;
- создание условий всестороннего развития личности
Также в системе дополнительного образование не мене важным считается решение следующих задач:
- Построение образовательного процесса в соответствии с целями и принципами гуманистического образования;
- Создание у учащихся устойчивой мотивации на здоровье и обучение их здоровой жизнедеятельности;
- Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий;
- Создание здоровьесберегающей образовательной среды;
- Формирование у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.
Во всех объединениях дополнительного образования уроки строятся с соблюдением:
- Строгой дозированной учебной нагрузки;
- Построение занятия с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
- Соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- Благоприятного эмоционального настроя.
Огромнейшее внимание уделяется работе с детьми инвалидами, детьми с особенностями развития, детям испытывающим дискомфорт в школьной среде. К каждому ребенку педагог старается найти индивидуальный подход, учитывая его особенности физического и умственного здоровья.
В 2023-2024 учебном году в МКОУ "Алтынжарская СОШ им. Курмангазы" осуществляется обучение по следующим программам дополнительного образования :
физкультурно - оздоровительного направления:
- Футбол (руководитель - педагог дополнительного образования Аймашев Н.Ф.,
- педагог дополнительного образования Тимирбулатов Р.Р.);
- Бокс (руководитель - педагог дополнительного образования Таумурунов М.А.);
- Волейбол (руководитель - педагог дополнительного образования Нурсеитов А.Р.).
художественно - эстетического направления:
- Вокал (руководитель - педагог дополнительного образования Мухтаров А.В.).
Положение об организации дополнительного образования в МБОУ "Алтынжарская СОШ им. Курмангазы"
График работы дополнительного образования
МБОУ "Алтынжарская СОШ им. Курмангазы"
с. Алтынжар
с. Тулугановка